Каталог выдачи

Здесь будет постепенно заполняться каталог выдачи книг для владельцев абонемента.

Философия

0_d1ac6a00c15b1447404ed06b61b7f4a7_1430906952Марк Аврелий «Наедине с собой. Размышления»

Азбука-Классика. Non-Fiction (мягк/обл.)

«Наедине с собой» (греч. Τὰ εἰς ἑαυτόν, варианты перевода — «К самому себе», «Рассуждения о самом себе», «Послания к самому себе») — сборник мыслей римского императора Марка Аврелия в 12 «книгах» (небольших главах), написанный им на греческом языке (койне)          в 70-е годы 2 в. н.э. Ключевой памятник Поздней Стои.

В 1985 г. вышло академическое издание в серии «Литературные памятники». Надеемся получить его в библиотеку,  а пока — бюджетный вариант издательства «Азбука-классика».

Единственный император-практикующий философ. Представитель стоической философии. Переосмысливал в контексте собственной жизни, в том числе, управления государством, учение раба-стоика Эпиктета.

«Наедине с собой» —  личный дневник, который император  не собирался публиковать. По версии Пьера Адо, содержит   упражнения, которые делал Марк Аврелий для развития «естественного» взгляда на вещи, дисциплину желаний и суждений, добродетелей справедливости, стойкости, благоразумия и умеренности.

Рекомендуется для управленческих и биографических практик.


ДЖОРДЖО АГАМБЕН «ЧТО ТАКОЕ ПОВЕЛЕВАТЬ»

1008585844
«Власть перестает существовать не тогда, когда ей не повинуются более или менее в полной мере, но тогда, когда она перестает отдавать приказы.
…можно было бы дать хорошее описание мнимо демократических обществ, в которых мы живем, простой констатацией: в рамках этих обществ онтология повеления заняла место онтологии утверждения, не в ясной форме императива, но в более коварной форме совета, приглашения, уведомления, которые даются во имя безопасности, так что повиновение приказу принимает форму сотрудничества, и зачастую — форму повеления самому себе».

Предисл. Ж. Гейро, пер. с итал. Б. Скуратова. Пер. предисловия Марии Лепиловой. М.: Grundrisse, 2013.

«Родившись в 1942 году в Риме, Джорджо Агамбен провел молодость в кругу художников и писателей, которые стали символами послевоенной Италии. Среди них были, например, Эльза Моранте, Итало Кальвино и Пьер Паоло Пазолини — в его фильме «Евангелие от Матфея» Агамбен, которому тогда исполнился двадцать один год, сыграл роль апостола Филиппа. Тем не менее, от кинематографической карьеры он решил отказаться, выбрав в качестве специальности философию и впоследствии защитив докторскую диссертацию на тему политической концепции Симоны Вейль. Он участвовал в семинарах Мартина Хайдеггера, посвященных трудам Гераклита и Гегеля. … смог создать уникальный корпус произведений, который принес ему несравнимо больший успех за границей, нежели в родной стране…» (из предисловия Гейро).

Рекомендуется для управленческих практик и философских чтений.


1000284780ПЬЕР АДО «ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Книга издана в 2005 г. издательством «Степной ветер». Перевод — В.Воробьев.

Пьер Адо (1922–2010) — известный французский историк философии и философ. Его исследования оказали влияние на работу Мишеля Фуко, в частности, на идеи «техник себя, практик себя».

Благодаря Адо , читатель может открыть для себя позднеантичную философию — Сократа, Марка Аврелия и других — и познакомиться с духовными упражнениями, которые, по мнению Адо, и составляют суть многих позднеантичных текстов, например, дневника Марка Аврелия. Это не текст, излагающий философский концепт, систему, как мы привыкли, а скорее идеи и отчет о философских (духовных) упражнениях, куда относятся и умение жить, умение умирать, и практики чтения, и практики диалога. У Адо можно прочитать и про эти практики, и про авторов текстов.
Эссе о Сократе — один из самых интересных текстов про Сократа, описывающих древнего философа как множественную личность (Сократ как Силен, как Эрот, как Дионис).

Вершить свой полет каждый день! Пусть это будет лишь одно мгновение, пусть оно будет скоротечным, лишь бы оно было интенсивным. Каждый день — «духовное упражнение», одному или в обществе человека, который тоже хочет улучшаться… Выйти из длительности. Стараться обнажить свои собственные страсти. <…> Увековечиваться, превосходя себя. (Ж.Фридман)
_________________________________________

1004944762ПЬЕР АДО «ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ЖИТЬ»

Книга издана в 2005 г. издательством «Степной ветер». Перевод — В.Воробьев.

Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном, в которых — в форме диалога — пересказываются основные идеи творчества Адо. Он рассказывает о своем отношении к философам древности и Нового Времени, рассуждает как можно вести добродетельную жизнь в совр. условиях, мягко спорит с Фуко и т. д.

Рекомендуется для биографических, управленческих практик и философских чтений.


book_spec_pic_13551_iconbХАННА АРЕНДТ «VITA ACTIVA, или О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Первое издание книги Ханны Арендт «Vita activa, или О деятельной жизни» вышло в 1957 году на английском языке под названием «The Human Condition».

Ханна Арендт (1906—1975) родилась в Ганновере и выросла в Восточной Пруссии в Кенигсберге. В 1920-х гг. Арендт изучала философию под руководством Хайдеггера, Гуссерля и Ясперса. Восемнадцатилетней студенткой первого курса она близко познакомилась с Хайдеггером, завершавшим в это время свой главный труд Sein und Zeit. Пятью годами позже защитила философскую диссертацию о понятии любви в учении Августина. После прихода в 1933 г. к власти Гитлера была арестована за антинацистскую деятельность. Позднее уехала в Париж и затем эмигрировала в 1940 г. в США. В 2012 году о ней был снят художественный фильм «Ханна Арендт» (режиссёр — Маргарет фон Тротта, в главной роли — Барбара Зукова).

По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности».

Не служат ли повседневный труд, планирующе-изготовительная деятельность, наукотехника и даже отчасти художественное творчество бегству от политического действия, из открытого публичного мира? Современное общество замкнулось в деловитости производства и потребления. Незатребованны исторические возможности свободного личного поступка.

Рекомендуется для биографических, управленческих практик и философских чтений.


9685659Аристотель «Категории»

«Категории» (др.-греч. Κατηγορίαι, лат. Categoriae или Praedicamenta) — первое по порядку сочинение в «Органоне» Аристотеля, в котором перечисляются все возможные виды того, что может быть субъектом или предикатом суждения.

Рекомендуется для занятий по практикам ума.

 

 

 

 


Ален Бадью «МАНИФЕСТ ФИЛОСОФИИ»

3Ален Бадью (Alain Badiou) (р.1937) — это французский философ, один из самых значимых мыслителей современности.
Политическая позиция неокоммунизма Бадью привлекает к нему основное внимание, обычно люди меньше знают его онтологическую систему, построенную на математике (категориях).
Сам Бадью написал в 2005 году, что философия – это то, что циркулирует между онтологией (значит, математикой), современными теориями субъекта и своей собственной историей. Бадью в противовес пост-модернистским школам деконструкции и аналитическому подходу в философии, ищет смысл в радикальных инновациях – революции, изобретениям, трансфигурации – в каждой конкретной ситуации жизни.

Свою философскую систему Бадью развивает, прежде всего, в работе «L’etre et L’evenement» (Being and Event / Бытие и событие). На русский язык не переведена, к сожалению.
Из переведенных на русский, возможно, стоит начать с работы «Манифест философии».

По Бадью философия должна четко отделить себя от софистики, своего вечного «двойника».
«Современные софисты – это те, кто, пройдя школу великого Витгенштейна, придерживаются взгляда, что мысль подчинена следующей альтернативе: либо эффекты дискурса, языковых игр, либо молчаливое указание, чистый «показ» того, что изъято из языковой хватки. Во многих отношениях то, что представляет себя в качестве наисовременнейшей философии, является могущественной софистикой. Она ратифицирует заключающее «Трактат» Витгенштейна высказывание – «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», – тогда как философия только для того и существует, чтобы утвердить: то, о чем невозможно говорить, как раз и является тем, о чем она берется сказать».

Рекомендуется для философских чтений.


Ален Бадью «Этика. ОЧЕРК О СОЗНАНИИ ЗЛА»

6

Следующая книга Алена Бадью, доступная в нашем каталоге выдачи, это его знаменитая «Этика. Очерк о сознании зла», которую мы уже как-то читали на наших философских чтениях.
Ее еще иногда называют вторым «манифестом» Бадью.

Отчетливая ницшеанская стратегия мысли об этике рабов, которая строится на отрицании — что НЕ надо делать, чтоб быть этичным; а не на утверждении — что делать.

«…»Другой», «жизнь после Освенцима», защита угнетенных меньшинств, различие, Левинас, ГУЛАГ — все это ставится Бадью под весьма жирный знак вопроса. Современная конструкция этики и этического как такового, по Бадью, предполагает зависимость от Зла, которое понимается в качестве содержательно неэксплицируемого понятия, по отношению к которому и задается современное мерило нравственного. Иначе говоря, быть добрым значит не допускать зла. «Сделать все, чтобы это не повторилось». Эта нигилистская концепция (поскольку она отрицает классический платоновский вопрос о «благе») ни в коей мере не устраивает Бадью. Ей он противопоставляет свою позитивную теорию субъекта и события..» (Алексей Дванов в «Русском журнале об «Этике» Бадью)

Рекомендуется для практик ума и для философских чтений.


Ален Бадью  «ФИЛОСОФИЯ И СОБЫТИЕ»

1

Это книга бесед Алена Бадью и Фабьена Тарби. Кто сегодня левые, а кто правые, что значат для нас Мао и Сталин? Почему в любви всегда есть мужское и женское? Что является художественным событием? Действительно ли наука грозит «забвением бытия»? Ален Бадью показывает, как работает его философия.

Рекомендуется для практик ума, рационального дискурса.

 

 


Ален Бадью  «ЗАГАДОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТИКИ»

4

Загадочность отношения философии и политики в том, что между ними находится третий элемент — демократия. Философия начинается с демократии, но не всегда заканчивается на ней, поскольку требует не релятивизма и не многообразия мнений, а истины, обязательной для всякого разумного существа и ограничивающей пространство демократии.

Может быть, демократия важнее философии (как считал Рорти) или же всё-таки философия важнее демократии (Платон)?

Рекомендуется для практик ума, рационального дискурса.


АЛЕН БАДЬЮ «РАПСОДИЯ ДЛЯ ТЕАТРА»

5
Это сборник статей автора для журнала «L’Art du theatre», издававшегося в 1985-1989 гг. при «Национальном театре Шайо» знаменитым театральным режиссером Антуаном Витезом.Про вопросы отношений театра с государством, политикой, философией, психоанализом и кинематографом.Бадью дает философскую интерпретацию мастерства театрального актера и его этики, а также особенностей драматургических текстов, отличающих их от других литературных произведений.

АЛЕН БАДЬЮ «МАЛОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИНЭСТЕТИКЕ»

7Отношения философии и искусства, согласно Бадью, укладываются в три схемы — дидактизм, романтизм и классицизм.

Эти три подхода едины в том, что либо мыслят истину вне искусства, либо не признают уникальности истины произведения искусства.

Особенность «инэстетики» Бадью состоит как раз в том, чтобы помыслить эту истину имманентной и специфичной, т.е. уникальной истиной искусства.

Искусство само мыслит, и в результате событий (по Бадью — художественные движения, «конфигурации») производит идеи и истины, субъектами которых становятся отдельные произведения. »

Руководство»- вариации о поэзии, театре, живописи, кинематографе, объединенных идеей искусства как «процедуры истины». Рассматриваются, в частности, произведения С.Беккета и Ф.Пессоа.


АЛЕН БАДЬЮ «ВЕК»

2
“Век” — это 13 текстов, основание которых — устная речь, семинарские занятия в Collège International de Philosophie, длившиеся три года (1998 — 2001).
Речь о XX веке, о проблеме века, осуждаемого и проклинаемого, века, “бремя ответственности” за который взяла на себя, приняв трагическую позу, философия.
Как возможно его помыслить? Как помыслить то, что представляется “образцовым преступлением” (истребление евреев, ГУЛаг), а значит, характеризуется отсутствием всякой мысли, место которой занимает число (“проблема исчисления погибших”)? “Ведь, не помыслив то, что мыслили нацисты, мы не способны осмыслить то, что они делали, вследствие чего оказывается загражденной настоящая политика, которая преграждала бы путь к повторению таких деяний. Раз мысль нацизма не помыслена, она остается среди нас — неосмысленной, а значит, и неуничтожимой”.

Бадью предлагает держаться ближе к “субъективностям”, к опыту тех, кто веку принадлежал, в ком звучали его “имманентные предписания”.

Это начало отзыва на книгу на сигме http://syg.ma/@alexey-borodkin/pomyslit-niemyslimoie-..


Alain Badiou «La vraie vie»

9782213700441-001-T
« La toute première réception officielle de la philosophie, avec Socrate, prend la forme d’une très grave accusation : le philosophe corrompt la jeunesse. Alors, si j’adopte ce point de vue, je dirai assez simplement : je viens corrompre la jeunesse en parlant de ce que la vie peut offrir, des raisons pour lesquelles il faut absolument changer le monde et qui, pour cela même, imposent de prendre des risques.
Aujourd’hui, parce qu’elle en a la liberté, la possibilité, la jeunesse n’est plus ligotée par la tradition. Mais que faire de cette liberté, de cette nouvelle errance ? Filles et garçons doivent découvrir leur propre capacité quant à une vraie vie, une pensée intense qui affirme le monde nouveau qu’ils entendent créer.
Que vivent nos filles et nos fils ! »


Alain Badiou «Notre mal vient de plus loin»

31Ieh2aTEKL._SX210_Dans ce court essai, Alain Badiou revient sur les tueries perpétrées le 13 novembre à Paris et propose d’élucider ce qui est arrivé.
Qui sont les agents de ce crime de masse ? Et comment qualifier leur action ?
Où en est notre monde, du point de vue de ce qui a été ainsi mis en place insidieusement, puis avec acharnement depuis un peu plus de trente ans ?
Ce dont nous souffrons, c’est de l’absence à échelle mondiale d’une politique disjointe du capitalisme hégémonique. Tant qu’une proposition stratégique autre ne sera pas faite, le monde restera dans une désorientation essentielle. C’est un travail pour tous que d’essayer de faire que l’histoire de l’humanité change de direction et s’arrache au malheur opaque où en ce moment elle s’enfonce.


НИКОЛАЙ БАХТИН «ФИЛОСОФИЯ КАК ЖИВОЙ ОПЫТ»

1000812895

Старший брат знаменитого Михаила Бахтина и его тексты, характерно названные “Философия как живой опыт” : в какой бы из своих ипостасей — философа, учёного, критика, поэта — Николай Бахтин ни выступал, акцент делался именно на живости опыта.

В книге собраны философские, культурологические, филологические работы Николая Бахтина.

Воля к созиданию и стремление к счастью — противоположны друг другу, исключают друг друга.

Что такое творчество? Веселая готовность переступить через все, отречение от всего данного, прочного, успокоительного; гордый отказ остановиться, замедлить, забыться в сладостном благополучии.

А что такое счастье? Остановка, detente, довольство тем, что есть, успокоенное пребывание в настоящем и сознание своей беспомощности.

Те, кто искал счастья, — ничего не построили и ничего не создали. Они лишь мирно и паразитически прозябали. Они не в праве роптать на культуру, которая создана не ими, и не для них. Она дело тех, кто смеялся над счастьем, кто искал иного и большего: «Habe ich jemals für mein Glück gelebt? Für mein Werk habe ich gelebt!» — говорит Ницше». Николай Бахтин


ВЛАДИМИР БИБИХИН «МИР. ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ»

1014190434И «Мир» и «Язык философии» — это как раз тексты на основе курсов лекций, читавшихся на философском факультете МГУ в 1989 году.

«Значительность общения детей с взрослыми и друг с другом в немалой мере происходит оттого, что дети не прячут своего настроения и при общении с ребенком имеешь дело не с его взглядами на мир, а с самим миром, каким его делает для ребенка настроение. У взрослых мы почти никогда с открытым настроением дела не имеем, а обычно только со скрытым, подавленным настроением. Нам кажется, что, общаясь, мы обмениваемся мнениями и говорим о делах. Однако прежде всего мы в любых условиях общения общаемся между собой своими настроениями. Не случайно власть интересуют не мнения общества, — если интересуют, то не очень серьезно, — а настроения. Настроения могут овладевать миллионами. Они перекидываются мгновенно, и преградой им может встать только новое настроение. Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы изменилось сразу всё».

Что такое язык, именование, мысль, знание; почему слова нет без молчания; «язык — дом бытия»; мысль и слово как поступок; символ и миф; понимание и истолкование; философия и богословие; есть ли свой язык у философии и как читать философское слово — ключевые темы книги «Язык философии».

«Язык философии это не предмет исследования, это то, в чем мы хотим расслышать наш родной язык, заглушенный наружным шумом».


ВЛАДИМИР БИБИХИН «УЗНАЙ СЕБЯ»

thumb_4638_work_big

В книгу «Узнай себя» входит семинарский курс, прочитанный на философском факультете МГУ в 1990 г.

Его темы: двусмысленность самопознания, могущего оказаться бегством от самого себя; попытка прочтения однобуквенной надписи на фронтоне храма Аполлона Пифирийского в Дельфах в связи с посвященными этой надписи стихам Вяч. И. Иванова; Артур Шопенгауэр о древней формуле; детское отождествление себя с лицами и вещами; расслоение двойниковых героев Гоголя и Достоевского, неспособность простого человека удержать лицо и др.


САЙМОН БЛЭКБЕРН «ПЛАТОН «РЕСПУБЛИКА»»

1001237831

«Госуда́рство» (греч. Πολιτεία; лат. Respublica) — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости.
Саймон Блэкберн  — британский академический философ, профессор Кэмбриджского университета. Автор книг «Похоть», «Этика» и др.
В этой книге, изданной в 2009 году, автор исследует текст Платона, пытаясь понять его воздействие на мыслителей разного времени.

ЖАН БОДРИЙЯР «ДУХ ТЕРРОРИЗМА. ВОЙНЫ В ЗАЛИВЕ НЕ БЫЛО»

2648_800

 

Сборник «Дух терроризма» вышел в 2016 году в издательстве Рипол переводе А.Качалова.
____________________________
4 января 1991 в газете «Libération» была опубликована знаменитая статья Бодрийяра «Войны в Заливе не будет», в которой он подверг анализу тактику действий массмедиа в ходе подготовки войны в Персидском заливе 1991 года. Эта публикация продолжилась серией статей на ту же тему. 28 февраля вышла заметка Бодрийяра «Война в Заливе на самом деле происходит?», а 29 марта — «Войны в Заливе не было».Вскоре переработанный вариант статей лёг в основу книги Бодрийяра «Войны в Заливе не было» (фр. La Guerre du Golfe n’a pas eu lieu), которая сделала Бодрийяра по-настоящему знаменитым.Заголовки эссе являются отсылкой к пьесе Жана Жироду «Троянской войны не было», в которой герои пытаются предотвратить то, что как известно, неизбежно.Бодрийяр утверждает, что «Война в Заливе» была не войной в самом деле, а скорее злодеянием, которое притворялось войной. Имея несравнимо более мощные военно-воздушные силы, американские военные в большинстве случаев не вступали в прямое столкновение с Иракской армией — почти ничего не известно о смертях иракцев. Таким образом, с точки зрения Запада, боевых действий на самом деле не было. Более того, все, что люди узнавали о войне, являлось продуктом пропаганды. Подробные рассказы о военных действиях, осуществляемые различными медиа, не давали возможности понять, что происходило на самом деле, а что было стилизовано, избирательно искажено при помощи симулякров.
_____________________________Если война в Заливе была для Бодрийяра не-событием, то теракт 11 сентября 2001 явился для него, напротив, «абсолютным событием».»Дух терроризма», состоящий из цикла статей, посвященных анализу терроризма и породившей его глобализации, является логическим продолжением «Войны в Заливе не было».

«Радикальное отличие нового терроризма в следующем, владея всеми видами оружия, выработанными данной системой, террористы обладают еще одним видом — своей собственной смертью, и это становится фатальным».


Оскар Бренифье, автор философских книг для детей, организатор философского просвещения и ведущий семинаров, одних приводящий в восторг, других отталкивающий резкостью отклика.

Французский философ, доктор философии (Университет Сорбонна, Париж), эксперт ЮНЕСКО, основатель Института практической философии в Париже (Institut de Pratiques Philosophiques). Оскар Бренифье проводит тренинги для практических философов и преподавателей, организует философские семинары в Париже и по всему миру, устраивает ежегодные международные семинары по практической философии во Франции.

Оскар Бренифье опубликовал около 30 книг в области практической философии, включая серию Philozenfants, которые были переведены на более чем 30 языков. С 2010 годА издательство Clever Media Group переводит и публикует книги Бренифье в России.

ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ФИЛОСОФИЯ С ХОДЖОЙ НАССРЕДИНОМ»
практическая философия для взрослых

ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?»
ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?»
ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВА?»
ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»
ОСКАР БРЕНИФЬЕ «ЧТО ТАКОЕ ЖИТЬ ВМЕСТЕ?»
книги для совместного чтения детей и родителей

«Когда я веду занятия для детей, я задаю вопросы. Представьте, что я в классе задаю вопрос, один из учеников поднимает руку. Я спрашиваю: «Почему ты поднимаешь руку?» Он мне отвечает: «Потому что я хочу ответить на вопрос». «А почему ты хочешь ответить на вопрос?» Он смотрит на меня странно, потому что в обычном классе, как только учитель задает вопрос, он ждет от учеников ответа. Как собака Павлова. Вопрос — сразу же ответ. И я спрашиваю: «Тебе не нравится вопрос?» «Нет, мне нравится вопрос, я хочу ответить!» «Если тебе хочется ответить, значит тебе больше интересен ответ, а не вопрос». Вопрос — это картина, вы идете в музей и видите прекрасную картину, вы любуетесь ею, стоите перед ней. Чем лучше вопрос, тем менее важен ответ. Например, вопрос: «Кто ты?». Как ты ответишь? Я мужчина, я предприниматель, я отец. Это очень ограниченный ответ. «Кто ты?» Принципиально. Вопрос такого рода — хороший вопрос, как хороший друг. Друг, который всегда с тобой».


 ДЭВИД БЭКХЁРСТ  «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗУМА»

Без названияДэвид Бэкхерст – британский философ и историк философии, специалист по советской философии и психологии, моральной философии и философии психологии. Профессор университета Квинс (Канада), автор книги «Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy. From Bolsheviks to Evald Ilyenkov» (1991), продолжающий традицию современной англо-американской философии — т.н. «аналитического гегельянства» (Д.Макдауэлл, Р.Брэндом).Джон Макдауэлл трактовал сознание как следствие погружения животного «человек» в культурно-историческую среду.
Культурно-историческое понимание сознания и мышления – это и традиция российской (советской) философии и психологии 20 века. В частности, труды Льва Выготского и Эвальда Ильенкова.В книге «Формирование разума» сопоставляются идеи Ильенкова о природе идеального и концепция Макдауэлла о пространстве смыслов, понимание Львом Выготским культурно-исторического характера высших психических функций и идея Макдауэлла о Bildung.»В работе о «проблеме идеального» Ильенков доказывает, что способность нашего сознания соприкасаться с реальностью обусловлена восприятием общественных форм мысли, воплощенных в культуре. Рождаясь, ребенок не просто входит в физический мир. Он входит в мир значений, норм, правил, традиций, практик, доводов, ценностей и так далее – в идеальную сферу мысли, воплощенную не только в формах общественного сознания, но и в той форме, которую принимает очеловеченный мир за счет нашего активного взаимодействия с ним. И в отличие от животного, которому для ориентации в своей среде даны закодированные в ДНК формы жизненной активности, человеческий детеныш не наделен от природы способностью ориентироваться в пространстве значений. Эту способность он получает только через инициацию в культуру, через воспитание и образование. С ними ребенок обретает новую форму существования: его модус бытия больше не ограничивается запросами непосредственного окружения – он открыт, он связан с миром, со всеобщим, с бесконечным, с идеальным. Так пишет Ильенков – или, как минимум, я его так читаю». (ДБ)Автор, в частности, приводит аргументы в пользу тезиса Макдауэлла (почерпнутого из Канта и Гегеля) о том, что свобода конституируется посредством рациональной обусловленности, то есть, что для того, чтобы быть свободным, нужно быть обитателем пространства доводов.Книгу читать непросто — требует медленного чтения и размышления.


TwEbuGtB-ipad

СИМОНА ВЕЙЛЬ «ТЯЖЕСТЬ И БЛАГОДАТЬ»

Симона Вейль (1909–1943) — французский философ и религиозный мыслитель. Старший брат Симоны Андре Вейль — один из создателей современной алгебраической геометрии. Училась философии у Алена (Эмиль Шартье). В 30-е годы примкнула к анархо-синдикалистскому движению, основной идеей которого было соединение антиавторитарного индивидуализма с пролетарским коллективизмом трудового человека. В 1934–1935 гг. она, чтобы узнать жизнь пролетариата, была разнорабочей на автомобильных заводах и писала в левой прессе о тяжёлых условиях труда. В 1936 году Вейль отправилась в Испанию, где шла гражданская война, и добровольцем вступила в отряд анархистов. В конце 30-х годов, пережив сильный мистический опыт, Вейль становится сторонницей христианства. С 1943 года активно участвует в борьбе антифашистского сопротивления. В знак сочувствия к узникам нацизма она втайне от всех ограничивала свой рацион до размеров пайка в гитлеровских концлагерях, что привело её к преждевременной смерти 24 августа 1943 года от сердечной недостаточности, осложнённой туберкулёзом.
Основные произведения: «Наука и восприятие у Декарта», «Лекции по философии», «В ожидании Бога», «Предвосхищения христианства в древней Греции», «Нужда в корнях», «Дневники», «Угнетение и свобода». При жизни не было издано ни одной ее книги. Ее рукописи, сохраненные друзьями, были в значительной своей части опубликованы только в 1950-х.

«Тяжесть и благодать» — главная и самая известная книга Симоны Вейль, посмертно составленная из наиболее характерных отрывков ее дневниковых записей.


ПАОЛО ВИРНО «ГРАММАТИКА МНОЖЕСТВ. К АНАЛИЗУ ФОРМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»

5ZcrxAOxORkПаоло Вирно (р. 1952) — итальянский философ марксистского направления, семиолог, теоретик политики. С начала 1970-х занимался активной политической деятельностью в составе группы «Potere Operaio» («Власть рабочих»), в 1979 году был арестован по подозрению в связях с террористической организацией «Красные бригады», провел три года в предварительном заключении, находился под следствием вплоть до полного снятия обвинений в 1987 году. В разные годы редактировал политические журналы «Metropoli» и «Luogo Comune». С 1993 года преподает философию в университетах Италии и Канады. В настоящее время является профессором философии Римского Университета «Roma Tre».

Книга Паоло Вирно «Грамматика множества. К анализу форм современной жизни» (Grammatica della moltitudine, 2001) — оригинальная интерпретация политических, экономических и социальных трансформаций, произошедших в Европе за последние десятилетия.
Автор утверждает, что народов, объединенных общей культурой и идеологией, и четко очерченных социальных классов больше не существует. Современные общества состоят из неоднородных и постоянно меняющихся групп, которые он называет термином «множества».
Множество — не обезличенная «людская масса» или толпа, а сообщество, в котором каждый человек сохраняет свою индивидуальность. Индивидуальность связана с характеристиками, общими для всех представителей человеческого вида — это языковые и мыслительные способности и социальные навыки, которые Вирно называет «общим интеллектом».

Попутно Вирно определяет в своей «Грамматике» основные характеристики современных форм жизни, причем часто дает позитивные оценки традиционно порицаемым человеческим свойствам. Например, цинизм и оппортунизм, любопытство и болтовню Вирно считает продуктивными способами адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни и труда.

Для Вирно моделью современного труда в обществах развитых технологий  становится «виртуозность», то есть деятельность без производства конечного продукта, цель которой заключена в ней самой. Но виртуозна в этом смысле и политика, а потому труд в современных условиях становится все более политичным.