Иван Кудряшов. Проталлакс университета.

 

Иван Кудряшов

Дискурс Университета, а точнее вера в него угасает, поскольку он пасует перед активно отвоевывающим себе пространство дискурсом Капитализма.Чтобы прояснить эту мысль, стоит сказать пару слов о теории дискурсов и ключевых моментах, отличающих университетский от капиталистического. Дискурс можно понимать как организацию речи, заранее устанавливающую роли и отношения участников коммуникации, а также презумпции целей и эффектов такого общения. Иными словами дискурс регулирует не только ожидания говорящего (что и от кого я хочу получить?), но и отношения власти между коммуникантами. Создавая свое учение о дискурсах, Лакан первоначально предполагал, что университетский дискурс является исторически обусловленным способом скрыть явные претензии на власть и контроль господского дискурса. Он остановился на четырех фигурах: Господин, Университет и противостоящие им Истерик и Аналитик, однако позже ввел пятую — дискурс Капитализма, который строится на нарушении логики обмена предшествующих.Дискурс Университета — это попытка изменить человека через знание, его презумпция и состоит в том, что без знания ты — никто, отброс. При этом говорящий прячется за фигурами «великих»: он не говорит «Я так сказал», он использует формулы в духе «Как учат нас Х и У». Однако сам процесс образования оказывается долгим и трудоемким, а его итогом оказывается вовсе не власть и обладание чем-то уникальным. Обучение, часто требующее жертв или отложенных желаний, в части достижения удовлетворения ограничивается лишь оптимистичными декларациями. Итог любого образования в схеме Университета — это приход к тому, что изначально известно, а именно открытие нехватки в себе (понимание себя как субъекта неполного, лишенного и потому желающего).Дискурс Капитализма — напротив, обещает легкий путь к целостности и совершенству. В этой схеме мир должен меняться под тебя, а все личные изменения под систему происходят подспудно. Субъект такого дискурса — это истерик без истерики, ибо он имеет право высказывать свою нехватку (ибо «клиент всегда прав»). Более того, это истерик без Господина — Большой Другой распылен между множеством имен и доменов, и по факту истерику больше некому предъявлять свои претензии. Общество потребления всегда готово предложить ему вариант того, чего ему не хватает «до полного счастья» (чем заткнуть нехватку). Однако чаемые субъектами удовольствия и власть в дискурсе Капитализма оказываются слишком мимолетными и непостоянными: за одним означающим приходит следующее, модные тенденции устаревают и становятся моветоном, даже залайканный пост уходит вниз, а на смену последней модели Айфона выходит более новая.В такой системе очень хорошо продается знание, но знание особого рода — это знание «Как?». Поэтому любое знание здесь должно быть исковеркано крайне примитивной формой подачи (в идеале «цель-средство-успех», в реальности что-то в стиле «собираем кальсоны — ??? — профит»). Именно отсюда возникает эта извиняющаяся манера говорить у некоторых преподавателей (особенно гуманитариев). Они хорошо чувствуют негласную претензию, исходящую от дискурса Капитализма: зачем брать/давать то, что нельзя использовать как ликвидный актив и как источник удовольствия? Однако негоже забывать о том, что неликвидность актива — временное состояние. И особенно это применимо к знанию, а точнее к тем эффектам, которые оставляет полученное знание (в т.ч. изменение качества мышления). Неликвидность, если уж пускаться с экономические аналогии, очень часто знак уникальности, несоизмеримости активов, а также указание на особенности рынка его обмена (не открытые перспективы, неопределенность, нестабильность).

Университет всегда был местом определенной психополитики, которая не столько обучает субъектов, сколько их в буквальном смысле образовывает.

Источник: syg.ma — Проталлакс университета

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s